Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №37
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №37 города
Каменск - Шахтинский (МБДОУ детский сад №37), разработанная на основе ФОП, является
комплексом учебно-методической документацией на основе которой МБДОУ детский
сад №37 организует и реализует образовательную деятельность воспитанников в
возрасте от 2 -х лет до 8-ми лет с учётом их индивидуальных способностей и
возможностей. Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей
направленности. В группах компенсирующей направленности реализуется Программа,
адаптированная для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речевого развития с
помощью разработанного механизма адаптации.
Организация управления Программы осуществляется:
общим собранием трудового коллектива, Педагогическим советом.
Программа разработана в
соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
При разработке основной
образовательной программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об
образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от
02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013
года № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);
- Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа
2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования;
- Письмо Министерства
образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014
года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об
утверждении СанПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»;
- Конвенция о правах
ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989года);
- Разъяснения
Минобрнауки России о коррекционном и инклюзивном образовании детей 07.06.2013г
ИР – 535/07.
Инвариантная часть образовательной программы МБДОУ детский
сад №37 (в соответствии с ФГОС ДО)
составлена с учетом ФОП.
Вариативная
часть составлена с учетом парциальной образовательной программы по приобщению
дошкольников к культуре и традициям Донского края «В краю Тихого Дона» под общ.
ред. Баландиной Л.А., авт-сост.: Е.В.Галактионова, В.Н.Каплина, О.Ю.Муравьева,
В.Д. Склярова. Цель программы: развитие у дошкольников ценностного отношения к
культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов. Обе части
являются взаимодополняющими и необходимыми требования ФГОС ДО.
Содержание
вариативной части образовательной программы включено в содержание
непосредственно образовательной деятельности основной
образовательной программы МБДОУ по образовательным областям: познавательное
развитие, художественно – творческое развитие, физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие; образовательную деятельность, осуществляемую
в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №37
города Каменск – Шахтинский, расположен по адресу:
347825 Ростовская
область, г. Каменск – Шахтинский, мкр. Заводской, ул. Парковая, д.20а.
Сайт МБДОУ детский сад №37: https://37ksh.tvoysadik.ru/
Е-mail: mdou37kamensk@yandex.ru
Телефон: 8(863) 65 – 4-60-82
Проектная мощность: 184
воспитанников.
Количество групп - 7:
6 групп общеразвивающей
направленности, 1 группа компенсирующей
направленности.
Фактическая
наполняемость:124 воспитанника.
Учредителем МБДОУ
является Отдел образования Администрации г. Каменск-Шахтинского.
Воспитание и обучение
осуществляется на русском языке - государственном языке России.
МБДОУ детский сад №37
работает в условиях полного рабочего дня (12-часового пребывания). Группы
функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели. График работы с 7.00 до 19.00
часов, выходные дни – суббота и воскресенье.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника
Основной целью
инвариативной части Программы является обеспечение развития
личности детей, воспитанников МБДОУ детский сад №37, в различных видах общения
и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психических и
физиологических особенностей, обеспечение всестороннего развития детей,
обогащения их социального опыта и гармоничного включения в коллектив
сверстников.
Целевые ориентиры
вариативной части направлены на социальное развитие воспитанников, развитие их
гражданской идентичности, патриотизма.
Достижение поставленных
целей в рамках реализации основной и вариативной части ООП МБДОУ детский сад
№37 обеспечивает решение следующих задач:
Задачи:
1.Охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2.Обеспечение
равных возможностей для полноценного развития каждого воспитанника в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе для детей с
ограниченными возможностями здоровья);
3.Создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с самим с собой, с другими детьми, взрослыми
и миром;
4.Объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5.Формирование
общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
6.Формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
7.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
8.Осуществление психолого-педагогической помощи для детей с
ОВЗ через реализацию адаптированных индивидуальных программ.
Принципы
и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с
принципами и подходами, определёнными федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования.
Содержание
основной образовательной программы соответствуют основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего
обучения, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
1.Полноценное проживание ребенком всех
этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
2. Индивидуализацию дошкольного
образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья);
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых,
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Поддержку инициативы детей в различных видах
деятельности;
5.Партнерство
с семьей;
6.Приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
7.Формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности;
8.Возрастную адекватность (соответствия условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9.Обеспечение преемственности дошкольного общего и начального
общего образования.
Реализация задач образовательной программы МБДОУ детский сад №37 с учетом
основных принципов:
1.Принцип развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и
практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь
возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
3. Принцип интеграции содержания
дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
4. Комплексно-тематический принцип
построения образовательного процесса.
Содержание Программы в соответствии с требованиями
Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
Целевой
раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию
Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в
пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной,
речевой, художественно-эстетической, физической, – и часть, формируемую
участниками образовательных отношений, особенностей взаимодействия
педагогического коллектива с семьями дошкольников. Содержательный раздел
Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, адаптацию и
социализацию детей с особенностями развития.
Организационный раздел Программы описывает
систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для
достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых
ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а
именно описание:
·
кадровых, материально-технических и
финансовых условий,
·
особенностей организации развивающей
предметно-пространственной среды,
· особенностей
образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
· способов и
направлений поддержки детской инициативы,
· особенностей разработки режима дня и
формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей, их специальных образовательных потребностей.
Программа содержит описание традиционных событий,
праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных
особенностей, включенных в организационный раздел.